Музей на 3-й Магистральной улице хранит память об окружной железной дороге

В окружном издании «Север столицы» вышел материал о музее, посвященном Московской окружной железной дороге (сейчас ей на смену пришло Московское центральное кольцо), и о том, какие интересные экспонаты там можно увидеть.
Старинное здание
Экспозиция расположена в здании 1908 года постройки. В прошлом веке тут была станция Пресня. Проектировал здание архитектор Александр Померанцев (он же, кстати, проектировал ГУМ). Сразу за входными дверями — фотозона: лавочка, как в зале ожидания, и старинный станционный колокол. В колокол можно позвонить. Я позвонил — звук громкий и очень чистый.
В музее воссоздан кабинет проектировщика окружной Петра Рашевского: сам он сидит за письменным столом, перед ним — рабочие бумаги, в стороне — интерактивный экран с чертежами и фотографиями, стилизованный под чертёжную доску. Есть тут и комната, где сидели телеграфисты.
— Помню, пришли однажды в музей дедушка с внуком, дедушка смотрит на комнату телеграфиста, а в глазах слёзы, — рассказывает ведущий методист экспозиции Василий Шиндов. — Потом рассказал: «Мы жили в доме напротив, а моя мама тут телеграфисткой работала. И если я плакал, не хотел спать, папа брал меня на руки и нёс к маме на работу. Она меня укачивала, я засыпал, и он нёс меня обратно».
Ещё идут старинные часы
Многие экспонаты можно трогать руками — например, попробовать перевести стрелку. Много исторических макетов-диорам: депо «Лихоборы» с поворотным кругом, станции Канатчиково, Военное Поле. Диорамы можно включать, тогда паровозы и составы поедут.
— Интересна история часов, висящих на стене, — говорит Василий Шиндов. — Начальнику станции необходимо всегда точно знать время, и знаменитый часовщик Павел Буре поставил такие часы для всех станций окружной. У нас единственный экземпляр, который сохранился. Несмотря на более чем столетний возраст, они ходят очень точно.
Первая женщина-машинист
Тут можно узнать о судьбе первой женщины-машиниста в СССР Зинаиды Троицкой. Говорят, девушка влюбилась в машиниста и стала мечтать тоже водить поезда. Но женщин-машинистов в то время в мире не было. И Троицкой с трудом удалось пробиться на курсы и потом с отличием сдать экзамен. Она стала водить паровоз, а в 1938 году в 25 лет девушка возглавила Московскую окружную железную дорогу, а потом, в 1942-м, стала заместителем начальника Московского метрополитена.
Посещение экспозиции возможно строго по предварительной записи. Стоимость билета 210 рублей.
Подразделение ОАО «РЖД» по сохранению исторического наследия Московской железной дороги: 3-я Магистральная ул., 19, стр. 3, тел. 8-926-340-8550, страница в соцсети «ВКонтакте».