ASTERUS создает на территории бывшего завода новую культурную локацию Москвы
Девелопер ASTERUS, известный по развитию территории Тушинского аэродрома, приступил к освоению бывшего завода «Кристалл» на Самокатной улице в Москве. Теперь полузаброшенная территория некогда промышленного предприятия превращается в модное культурное пространство столицы. Москвич Mag рассказал о начале большого возрождения «Кристалла» в обзоре московских заводов и фабрик, которые обрели вторую жизнь.
Производство на улице Самокатной появилось в 1901 году. Изначально здесь находился «Московский казенный винный склад №1», где до начала Первой мировой разливали три вида водки. В годы Великой отечественной войны на «Кристалле» выпускали сухой спирт и разливали «коктейль Молотова». А в 1953-м здесь родилась легендарная водка «Столичная».
Свое современное название завод «Кристалл» получил в 1987 году. А в 2013-м прекратил работу. И с тех пор ждал часа, чтобы начать новую жизнь. А пока ждал, был объектом так называемого ржавого пояса — полузаброшенной территорией бывшего промышленного предприятия.
Для многих таких объектов долгое время не могли найти новые функции, и проблема интеграции в городскую ткань действительно существовала. Но для Москвы, к счастью, разрешилась благополучно. В столице проекты по реновации и ревитализации начались еще в 2000-х годах. «Винзавод» стал одним из первых удачных примеров — сейчас на его территории действует успешный арт-кластер. Позже появились «Флакон», «Хлебозавод», «Центр Зотов» и другие.
Отголоски модной столичной жизни до «Кристалла» долетали: пару раз территория бывшего завода становилась площадкой фудмаркета Stay Hungry Backyard, а хипстеры закусывали здесь бургерами. А буквально в конце августа 2023 года с подачи девелопера ASTERUS здесь открылось культурное пространство «19:01».
Это первый шаг в сторону позитивных изменений — начало большого возрождения «Кристалла». Название нового пространства — отсылка к году основания местного производства. Но есть и еще одна версия: 19:01 — символ окончания рабочего дня и начала веселья.
Как обещают создатели, «19:01» будет пространством для отдыха, прогулок и встреч с друзьями, «тихое и даже секретное в будни и наполненное яркими событиями в выходные». Здесь будут проводить концерты и вечеринки, театрализованные перформансы и мастер-классы. Гиды проекта «Москва глазами инженера» расскажут об истории завода, всех его эпохах и культурных слоях: фасадах 1900-х, лестницах 1920-х, декорациях 1970-х и стрит-арте 2010-х.
«”Кристалл” уже давно интересует девелоперов. Первый заход был около десяти лет назад, когда его планировали переоборудовать в жилой квартал. Впрочем, все заглохло, и ансамбль “Кристалла” еще десять лет стоял не слишком задействованный и не очень известный москвичам. По какому пути пойдет ASTERUS, пока неизвестно. Ясно только, что исторические корпуса, имеющие статус объектов культурного наследия, подлежат охране и останутся на месте. Пока новый владелец “Кристалла” сделал там поп-ап пространство для концертов и вечеринок на открытом воздухе, чтобы напомнить нам всем, что на высоком берегу Яузы есть роскошный завод с богатой историей. Это, с одной стороны, красивый жест в адрес горожан, с другой — хороший маркетинговый ход: позабытое место снова привлечет к себе внимание», — комментирует Марина Юшкевич, искусствовед, архитектурный журналист.
По мнению эксперта, «Кристалл» ждет что-то в духе квартала Kampus в Манчестере — деликатный микс старого и нового с перевесом в пользу истории. Сквозное, открытое пространство, зелень и тайные садики.
Дмитрий Соснин, директор программы кафедры территориального развития им. В. Л. Глазычева отделения дизайна ИОН РАНХиГС, рассказал, что вопрос с ревитализацией территории бывшего ликеро-водочного завода «Кристалл» решается уже более десяти лет. Сейчас наконец дело сдвинулось с мертвой точки. «На текущий момент эти территории, расположенные практически в самом центре Москвы, используются неэффективно. При этом градостроительный потенциал под строительство жилья здесь очень высокий. Поэтому, конечно, интеграция этой площади в городскую ткань является востребованной и актуальной», — уверен эксперт.