Психолог семейного центра рассказала, как помочь подросткам с выбором профессии
По последним исследованиям было обнаружено, что более 40% выпускников не определились с выбором профессии, еще около 30% считают, что не стоит строить четких планов на этот счет, так как жизнь слишком непредсказуема, требования общества и рынок труда быстро меняется.
Действительно, за последнее время появилось много новых направлений деятельности, некоторые профессии больше не востребованы. Об этом расскажет психолог Семейного центра «Хорошевский» Василенко Ольга.
Требования к образованию также неоднозначны: если для одних специализаций необходимо высшее образование и не одно, то для других важнее практический опыт и знания, индивидуальные способности человека, прохождение образовательных курсов и стажировок.
Если подростку трудно определить кем он хочется быть, то часто возникают сложности с должной мотивацией учиться в школе и готовиться к ОГЭ/ЕГЭ.
Профориентация – это комплекс мероприятий, цель которых – помочь детям (и не только) выбрать свою будущую профессию. Она может проводиться по-разному: с использованием тестов, с помощью общения с представителями разных профессий, мастер-классов и походов на производства.
На что обратить внимание родителям ребенка младшего школьного возраста? В возрасте от 6–8 до 11–12 лет дети включены в учебную деятельность как основную. У них интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность. Здесь стоит поддержать своего ребенка, давая ему пространство для самостоятельного выбора, самоанализа, самооценки и планирования. Если ему хочется начать заниматься чем-то (спорт, рисование, музыка), стоит вместе с ним спланировать то, как будет организовано его время. Именно это поможет ему в дальнейшем сделать правильный выбор профессионального пути.
Виды деятельности имеют при таком ракурсе второстепенное значение. Важно сейчас то, как ребенок справляется с организацией всех дел.
Обычно сам ребенок начинает задумываться о выборе будущей профессии к 12–14 годам. Это тот момент, когда родителям стоит сесть и обсудить вместе с ним все возникающие идеи, провести анализ, который поможет им поддержать ребенка в выборе подходящего варианта. Поддержка родителей крайне важна, ведь она помогает подростку совершить шаг самоопределения осознанно и самостоятельно, так, чтобы в дальнейшем не сожалеть о том, что выбор был вынужденным или сделанным под давлением тех или иных мнений или обстоятельств.
Важно расширять знания и представления о вариативности мира профессий, анализировать рынок труда. Огромный мир профессий для среднего школьника замыкается на 5-10 специальностях, хотя их на профессиональном рынке тысячи. Чем шире представления о профессиональных сферах, тем легче сделать выбор. В интернете можно найти подборки с подробными описаниями множества профессий, изучите 3-4 источника, чтобы наиболее полно представлять себе все нюансы работы.
При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» — например, для корректора важно внимание, для художника — образное мышление, и т.д. Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. При это важно отметить, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное — интерес; способности формируются в деятельности.
Разобравшись в способностях, интересах и личностных чертах своих детей, можно приступаете к выбору уже не профессии — а вуза, колледжа. Выясните, какие специальности и специализации соответствуют интересующему вас виду деятельности.
Для родителей в первую очередь важно, чего хочет сам ребенок. Нужно поддержать его выбор, даже если вы как взрослый считаете, что есть более перспективные и интересные варианты.
В этой ситуации вы можете заниматься только просвещением, то есть снабдить подростка информацией о том, что вам кажется важным и значимым. Выбор он сделает сам. Ведь именно он потом будет работать по выбранной специальности много лет, а не вы. Для вас как для родителя должно быть важно не то, какую профессию он выберет, а то, будет ли он в итоге счастлив.
Даже если ребенок выбрал неподходящую, по мнению родителей, профессию, например, решил, как сегодня модно, стать блогером, не стоит его переубеждать. Но стоит вместе рассмотреть то, почему эта сфера деятельности кажется такой привлекательной. Есть такое понятие, как «профессиограмма». Это система признаков, описывающих ту или иную профессию, которая включает также перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Постарайтесь вместе с ребенком составить эту профессиограмму. Попробуйте сделать выводы о том, соответствует ли профессия его желаниям, ценностным установкам и профессиональным ориентирам (тому, как он представляет успех на работе, например). Такой совместный разбор поможет найти правильное решение.
Если родителям кажется, что ребенок «не потянет», не сможет работать по выбранной специальности, — не стоит категорично заявлять об этом. Обсудите свои опасения спокойно, расскажите ребенку о том, что заставляет вас сомневаться.
Что делать, если выбрать никак не получается? Для начала давайте подумаем: а можно ли иметь, например, две профессии одновременно? В сегодняшнем мире это не просто возможно, но даже желательно.
Профориентационные тесты также могут быть чрезвычайно ценными. Они дают определенный толчок в выборе профессионального пути, помогают определиться с интересами, навыками и личностными особенностями.
Подработки и стажировки летом могут помочь подростку попробовать себя профессионалом в интересующей специальности.